8 (926) 156-24-79 Раменское
8 (985) 116-39-87 Бронницы

slog

Английский язык в бизнес-образовании

Статья из журнала

Структура совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов в системе дистанционного обучения английскому языку.

Изучение английского языка является одним из важных компонент бизнес-образования, в частности, обязательной частью программ MBA и «Программы переподготовки кадров для организаций народного хозяйства РФ». Специфика бизнес-образования состоит, прежде всего, в высокой рабочей нагрузке на руководителей, и, соответственно, высоких требованиях к временной эффективности предназначенных для них программ. В данной работе приведены материалы, использованные при обучении студентов «Президентской программы» в системе Международного института менеджмента ЛИНК с использованием технологии дистанционного типа.

Анализируя концептуальную основу методов преподавания английского языка в системе дистанционного бизнес-образования, необходимо остановиться на новых методологических подходах к конструированию современных технологий обучения и учебных ситуаций, расширить выбор традиционных способов и форм взаимодействия между участниками общения: преподавателем и группой студентов, группами студентов, студентом и всей группой, а также между студентами во время работы в парах. При этом роль педагога заключается прежде всего в умении конструировать в каждой учебной ситуации совместную интеллектуально-коммуникативную деятельность, направленную на последующее активное автономное обучение.

В исследованиях российских ученых [5] дается описание конструктивно-проектировочной деятельности преподавателя, где предметом особого внимания педагога является рефлексия всей полноты психолого-педагогических параметров учебных ситуаций, ориентированная на создание ближайшей и отдаленной перспективы развития личности студента: его творческого мышления, коммуникативных, креативных и рефлексивных способностей, ведущих к формированию коммуникативной компетенции на английском языке.

Культура дистанционного бизнес-образования предполагает тщательно разработанную системную реорганизацию взаимоотношений всех участников процесса обучения [6].

1. Личность педагога в системе дистанционного обучения английскому языку остается ключевой, но не доминирующей фигурой. Его роль терпеливого наставника, друга, организатора процесса обучения помогает ему не только быть носителем предметно-дисциплинарных знаний, но, что более важно, стать активным участником процесса формирования личности студента, его творческого развития. Позиция авторитарной власти утрачивается, происходит утверждение «демократических взаимодействий, помощи, вдохновения и взаимопонимания» [5]. Соответственно меняется и позиция студента: получение знаний происходит в процессе активного взаимодействия с преподавателем и с другими студентами во время проведения «контактных» занятий, тренингов, консультаций.

Ниже приводится базовая схема взаимодействия участников процесса обучения (рис. 1). Данная схема показывает четыре базовых режима работы преподавателя и обучаемых на занятии. Следует отметить интегрированность подхода к использованию данных видов активного творческого взаимодействия, которое направлено на развитие всех четырех видов речевой деятельности.

Рис. 1. Организация форм взаимодействия преподавателя и студентов во время «контактных» (аудиторных) занятийРис. 1. Организация форм взаимодействия преподавателя и студентов во время «контактных» (аудиторных) занятий

2. Процесс усвоения знаний перестает иметь характер рутинного заучивания, репродукции, превращаясь, по определению А. Г. Чернявской [6], в «разнообразные формы конструктивно-поисковой мыслительной деятельности» на английском языке.

3. На первый план выдвигается социальная природа учения и развития личности, происходит переориентация на групповые занятия, дополненные четко организованной преподавателем автономной работой студента.

4. Совершенствуются различные формы взаимодействия и общения, направленные на творческое развитие индивидуальности каждого студента и, что особенно важно, каждого преподавателя.

Творческое сотрудничество, диалог, взаимодействие, несомненно, ведут не только к становлению личности студента, но и активно способствуют личному и профессиональному развитию самого педагога.

Организация обучения английскому языку в системе дистанционного образования предполагает совершенствование форм взаимодействия между преподавателем и обучаемыми. Остановимся на следующей классификации форм их творческого взаимодействия на «контактных» занятиях:

    • а) Групповая работа. Обучаемые выполняют задания, активно участвуя в обсуждении. Роль преподавателя: слушает, помогает вести дискуссию.
    • б) Фронтальный опрос. Преподаватель является доминирующей фигурой.
    • в) Индивидуальная работа. Преподаватель дает задания, обучаемые выполняют их индивидуально. Роль преподавателя в этом случае сводится к организации помощи и контролю.
    • г) Хоровая отработка. Преподаватель дает образец речевого высказывания, который повторяется всей группой. Имитация речи преподавателя может происходить разными способами.
    • д) Сотрудничество. Обучаемые выполняют такие же задания, как и при индивидуальной работе, но в данном случае они работают в парах. В случае необходимости преподаватель вступает во взаимодействие со студентами. Возможно, что преподаватель ограничивается лишь ролью наблюдателя.
    • е) Обучаемый в роли преподавателя. Например, студенты придумывают вопросы, на которые отвечает преподаватель (при проведении различных «угадаек», игр, викторин и т.д.).
    • ж) Работает вся группа. Обучаемые обсуждают какую-то тему или выполняют задание коллективно. Преподаватель направляет эту работу, стимулируя и контролируя участие каждого.
    • з) Преподаватель в центре внимания обучаемых. Например, при проведении всевозможных диктантов, лекций, мини-лекций, сообщений и т. д. В данном случае студенты лишь воспринимают информацию.
    • и) Самоорганизация. Обучаемые сами выбирают учебную задачу и выполняют ее в автономном режиме.
    • к) Фронтальный опрос, при котором нескольким студентам предоставляется возможность отвечать на вопрос преподавателя, что соответственно приводит к более интенсивному обсуждению.

Целесообразно также дополнить данную классификацию форм сотрудничества яркими метафорическими определениями, которые мы находим в работах П. Эр [7]. Характеризуя отношения между преподавателем и обучаемыми (в основном взрослыми), Эр использует следующие образы (рис. 2):

Рис. 2. Отношения между преподавателем и обучаемыми (с использованием образов П. Эр)Рис. 2. Отношения между преподавателем и обучаемыми (с использованием образов П. Эр)

Уточнение форм взаимодействия преподавателя и студентов во время процесса обучения в системе дистанционного бизнес-образования необходимо для того, чтобы сформировать обоснованное представление о деятельности преподавателя. Он должен блестяще владеть английским языком, уметь структурировать содержание курса «English for Busy People» в систему разнообразных задач, иметь четкое представление о закономерностях усвоения знаний (английского языка, как «общего», так и языка делового общения, страноведческого материала, психологии, этики и т.д.), владеть искусством перевода обучаемых от одного этапа усвоения к другому.

Но, к сожалению, этого недостаточно. Для успешной работы в системе дистанционного обучения английскому языку преподавателю необходимо максимально развить, по определению Л. Выготского [1], свою способность «быть организатором социальной воспитательной среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с каждым учеником».

Необходимо, чтобы студенты курса «English for Busy People» приходили на «контактные» занятия не только с целью «учить английский язык»; главная задача преподавателя заключается в умении организовать процесс творческого взаимодействия на английском языке.

5. Кардинально меняется роль контроля и оценки знаний обучаемого. В системе традиционного образования право оценивать эффективность обучения имеет только преподаватель. Для дистанционного образования характерен отказ от репрессивной, деструктивной роли контроля и оценки знаний студента; усилия преподавателя направлены на формирование у студента адекватного самосознания и самооценки, на создание внутренней свободы, психологической устойчивости и инициативы.

Организовать учебно-познавательную деятельность без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, ее регулятором, показателем результативности. Вспомним тот факт, что, когда К. С. Станиславский предложил отменить аплодисменты в театре, одна из ведущих актрис воскликнула, что в таком случае он отнимет у нее полжизни.

Но сохранение прежней системы оценки знаний, в рамках которой практически отсутствует учет мнения самих обучаемых, создает препятствие к саморазвитию личности обучаемого.

Г.Ю. Ксензова в своих исследованиях, посвященных оценочной деятельности [3], отвечая на вопрос: «Как педагогически грамотно и объективно обеспечить процесс оценивания?», выделяет два взаимосвязанных параметра: оценочную деятельность учителя и учащихся. Она считает, что нормой в работе педагога при оценке обучающихся в процессе повседневной деятельности должно стать умелое применение индивидуальных эталонов, а в контролирующих процедурах - использование стандартных тестов. Г.Ю. Ксензова подчеркивает, что базовым умением в осуществлении оценочной функции обучающегося должна стать сформированная готовность к самооценке полученного результата, так как учение - это самоуправляемая деятельность, причем вне этой позиции оно не может быть организовано. Вспомним слова А. Дистервега, которые мы находим в его «Руководстве к образованию немецких учителей»: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение» [2].

Ключевым моментом при организации процесса обучения английскому языку в системе ДО является организация внутренне мотивированной деятельности обучаемого. При наличии внутренней мотивации обучаемый сам организует свою автономную работу в течение недели, используя при этом аудио- и видеоматериалы курса «Look Ahead», выполняя задания из сборника упражнений «Practice Book» и письменное домашнее задание из «Рабочей тетради» - «Workbook».

Роль преподавателя в дистанционной системе обучения заключается:

  • в умении во время «контактных занятий», которые проводятся в выходные дни, сделать эту деятельность студента максимально привлекательной, желанной, чтобы каждый обучаемый сам планировал время своих автономных занятий, сам действовал, обеспечивая самоконтроль и самооценку полученного результата;
  • не только в обеспечении студента комплектом учебных материалов, которые помогут ему организовать ежедневные самостоятельные занятия; главная задача современного преподавателя - обеспечить условия для развития личности обучаемого.

В табл. 1 дана характеристика основных компонентов деятельности педагога в системе дистанционного обучения английскому языку.

Таблица 1. Организация внутренне мотивированной учебной деятельности обучаемого в системе дистанционного бизнес-образования во время изучения курса «English for Busy People». Виды деятельностиДействия педагога, направленные на организацию автономной работы обучаемого 1. ЦельВведение лексики, грамматического материала, отработка речевых структур, обсуждение темы раздела с целью осмысления предстоящей деятельности постановки учебных задач во время «контактных занятий». 2. МотивРазвитие и поддержка внутренней мотивации обучаемых. 3. СредстваИспользование системы заданий курса «English for Busy People» (фонетических, вокабулярных, грамматических, речевых), использование аудио- и видеозаданий, выполнение письменных заданий в сборнике упражнений «Workbook». 4. ДействияПроведение консультаций, тренингов в соответствии с потребностями и возможностями обучаемых. 5. РезультатВ центре внимания педагога - рефлексия внутренних позитивных изменений в личности обучаемого, его знаний, умений и навыков. 6. ОценкаОбеспечение возможности производить самоконтроль и самооценку своих действий и результата процесса обучения.

Рассмотрим кратко функции и процедуру выставления отметки и самооценки. В системе дистанционного обучения английскому языку отметки выставляются:

  • преподавателем в ходе проверки домашних письменных заданий; в этом случае отметки выставляются в процентах и заносятся в ведомость контроля успеваемости обучаемого;
  • преподавателем после проверки письменных контрольных работ, которые выполняются обучаемыми дома.

Результаты оцениваются по следующей шкале:

    • A - 95100% (выполненных заданий)
    • В - 8594%
    • С - 6084%

В этом случае работа считается успешно выполненной.

С результатами:

    • D - 5059%
    • E - 4049%
    • F - 3039%

работа считается неудовлетворительной.

Экзаменационная комиссия в конце каждого учебного модуля выставляет оценки по той же системе, что и при оценке контрольных работ.

Самооценка, как одна из отличительных особенностей организации обучения в системе ДО, связана с детальным рассмотрением результатов обучения, самостимуляцией, анализом процесса выполнения заданий и самостоятельной оценкой собственной деятельности. Основными функциями самооценки являютcя [4]:

  • констатирующая (что из изученного материала я знаю хорошо, а что - недостаточно);
  • мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
  • проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить...).

Рис. 3. The Mood Thermometre

Рис. 3. The Mood Thermometre

Самооценка в процесс обучения английскому языку при работе с курсом «English for Busy People» вводится преподавателем. Он должен создать необходимый психологический настрой обучающихся на анализ собственных достижений, дать четкие критерии самооценки, помочь обучаемым составить собственную программу деятельности на следующий этап обучения на основе анализа полученных результатов.

Перечислим некоторые приемы самооценки, которые используются при работе с курсом «English for Busy People».

Преподаватель может начать «контактное» занятие или консультацию с проведения следующего игрового приема. Он рисует на доске «термометр настроения», на котором обучаемые пишут свои имена, а затем объясняют, почему они оценили свое нынешнее настроение именно так (рис. 3). 

Рис. 4. How Well I am Prepared TodayРис. 4. How Well I am Prepared Today

Эту игру можно немного изменить, попросив студентов оценить степень своей готовности к занятию; в таком случае «термометр» будет называться «How Well I am Prepared Today» (рис. 4).

Интересно происходит самооценка и, в случае необходимости, обсуждение результатов самооценивания при помощи мини-анкет. Покажем это на примере анализа изучения лексики, грамматики и анализа эффективности речевых упражнений (табл. 2, 3, 4).

Таблица 2. A mini-questionnaire. Learning Vocabulary of Unit 23«Cooking a Meal» alwaysoftensometimesnever 1. Is it easy for you to learn these words?

 

  •  
  •  
  •  
  • 2. Do you make mistakes with spelling?
  •  
  •  
  •  
  • 3. Do you spend much time on learning vocabulary at home?
  •  
  •  
  •  
  • 4. Do you find these words useful?
  •  
  •  
  •  
  • 5. Was it difficult to do tasks in Worksheet 23?
  •  
  •  
  •  
  • Discuss with the students in your group: How can you do it better next time?

    Таблица 3. A mini-questionnaire. Learning Grammar of Unit 23«Cooking a Meal» alwaysoftensometimesnever 1. Do you think you understand how to use the Gerund?

  •  
  •  
  •  
  • 2. Do you spend much time on practising the Gerund at home?
  •  
  •  
  •  
  • 3. Do you think learning grammar is important?
  •  
  •  
  •  
  • 4. Do you think this grammar rule is difficult?
  •  
  •  
  •  
  • Discuss it with the students in your group: How can you do it better next time?

    Таблица 4. A mini-questionnaire. Learning to speak about cooking a meal (Unit 23) 1. Do you think the topics were interesting? 2. Do you want to learn more about cooking? 3. What was the best part of the Unit? Why? 4. Do you need to do some parts of the Unit again? 5. Did each part of the Unit go too fast, just right or too slowly? 6. How can you do it better next time?

    Кроме того, с этой же целью можно использовать небольшие диаграммы (рис. 5).

    Рис. 5. The Task in Unit 23Рис. 5. The Task in Unit 23

    Мини-анкеты составляются преподавателем до занятий, распечатываются и выдаются каждому обучаемому на занятии.

    Обсуждение вопросов, включаемых в анкету, может проходить в виде диалогов, дискуссии в небольших группах или, по желанию преподавателя, обсуждаться всей группой.

    Главная задача преподавателя - помочь обучаемым повысить свою самооценку и вдохновить их на дальнейшую творческую работу.

    Режим дистанционного бизнес-образования требует отмены карательных функций традиционной оценки, контроля и перехода к использованию самоконтроля и самооценки. Содержание самооценки определяется характером и формами оценочной деятельности педагога.

    Особое внимание педагога необходимо обращать на развивающую функцию самооценки, которая позволяет обучаемому самостоятельно определять цели и задачи следующего этапа автономной работы.

    Кукушкина Ирина Юрьевна

    Литература

    1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1980, с.49.

    2. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1936, с.118.

    3. Ксензова Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. - М., 2000, с.6.

    4. Липкина А. И., Рыбак Л. Н. Критичность и самооценка в учебной деятельности. - М., 1988, с.64.

    5. Ляудис В. Я. Инновационное обучение и наука. - М., 1998, с.8-14.

    6. Чернявская А. Г. Модели и технологии образования взрослых. Научные труды МИМ ЛИНК. - М., 2000, с.95-97.

    7. Penny Ur. A Course in Language Teaching, CUP. - 1996, p.228.